Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Адаптация 1 класс

Адаптация 1 класс

                                                              Пояснительная записка

    Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. От того насколько благополучно ребёнок прошел адаптационный период при поступлении в школу, будет зависеть успешность его дальнейшей  социальной деятельности.

      Существуют следующие формы адаптации:

  1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, здесь успешность зависит от возраста ребенка, от уровня его подготовки; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
  2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
  3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

     Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца.

     В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным:

— высоким, когда первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение;

— нормальным, когда первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками;

— низким, когда первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

План мероприятий

Вид работы

Формы и методы

Дата проведения

Предполагаемый результат

1

Выявление дезадаптации и её причин, диагностика

Наблюдение.

Беседа и опрос родителей и учителей. Тестирование детей

Октябрь

Выявление учащихся с трудностями в обучении и поведении.

2

Коррекция последствий дезадаптации

Групповая и тренинговая работа, индивидуальные развивающие занятия

Октябрь-ноябрь

Преодоление трудностей в обучении и поведении, формирование адекватной самооценки, устранение причин тревожности.

3

Просветительская работа с родителями

Консультирование, выступление на родительских собраниях

Октябрь-ноябрь

Повышение психологической компетентности в вопросах адаптации, приобретение практических навыков в преодолении школьной тревожности.

4

Выработка рекомендаций для педагогов

 Консультации, беседы

Октябрь-ноябрь

Повышение психологической компетентности в вопросах адаптации.

5

Анализ эффективности проведённых мероприятий

Диагностика школьной тревожности

Декабрь

Выявление плюсов и минусов коррекционной программы, план мероприятий на следующий учебный год.