
Психологическая подготовка к экзаменам
Пояснительная записка
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Цель: сохранение психологического здоровья учащихся в период сдачи экзаменов; формирование психологической готовности к сдаче экзаменов.
Задачи:
- снижение уровня предэкзаменационной тревожности, овладение навыками самообладания;
- развитие учебной мотивации, познавательной активности учеников;
- развитие познавательных процессов учащихся, обучение приёмам быстрого запоминания;
- развитие коммуникативной компетентности;
Программа включает 5 направлений:
- Диагностическое направление;
- Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками;
- Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменам;
- Просветительская работа.
План работы
Дата |
Вид работы |
Цель |
Декабрь |
Диагностическая работа |
Выявление учащихся с проблемами мотивации, предэкзаменационным стрессом, коммуникацией или повышенной тревожностью. |
Январь |
Индивидуальные консультации учеников, родителей и педагогов
|
Повышение уровня психологической готовности к экзаменам, обучение навыкам стрессоустойчивости и самообладания. Составление и разработка рекомендаций согласно запросу. |
Февраль |
Просвещение. Обучающий семинар для классных руководителей |
Приобретение знаний о психологической готовности к экзаменам, обучение эффективным методам психологической и педагогической подготовки учеников. |
Март |
Тренинг «Могу и хочу» с учащимися 9-х, 11-х классов |
Приобретение навыков самообладания, преодоления волнения, борьбы со стрессом. |
Апрель |
Тренинг «Всё в твоих руках» с учащимися 9-х, 11-х классов |
Приобретение навыков самообладания, преодоления волнения, борьбы со стрессом. |
В течение года |
Индивидуальные и групповые развивающие занятия с учащимися 9-х, 11-х классов |
Развитие познавательных процессов, обучение приёмам быстрого запоминания. |
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ОГЭ и ЕГЭ:
- Снижение уровня тревожности.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие чёткости и структурированности мышления.
- Повышение сопротивляемости стрессу.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ГИА и ЕГЭ).