Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Антисуицидальная программа

Антисуицидальная программа

                                                                Пояснительная записка

  По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.

  Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Цель: оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив); оказание психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность учащегося и процесс его развития.

Направления работы: диагностика, профилактика, пропаганда здорового образа жизни, методическая и разъяснительная работа с педагогами и родителями, консультативная и тренинговая работа с детьми.

Задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

     Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

 

Вид работы

Дата проведения

Участники

Составление плана работы, обновление информационных стендов по актуализации вопроса, изучение литературы по данной проблематике.

Сентябрь

Комиссия по предупреждению суицидального поведения

Создание библиотеки для родителей (книги по детской и кризисной психологии).

Октябрь

Педагог-психолог

Оформление стенда с телефоном доверия в каждом классе.

Ноябрь

Педагог-психолог

Диагностика по выявлению учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии.

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Диагностика эмоционального состояния детей, в семьях которых возможны жестокое обращение или семейные конфликты.

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Диагностика у учащихся склонностей к девиантному и суицидальному поведению.

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Организация на совещаниях педагогов обзора и обсуждения  документов:- уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера);- административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»);- Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);- нормативные документы по профилактике безнадзорности и защите прав детей.

В течение года

Комиссия по предупреждению суицидального поведения

Семинар для классных руководителей  «Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка».

 

Январь

Педагог-психолог

Семинар для классных руководителей 8-11 классов: «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения».

Февраль

Педагог-психолог

Подготовка и распространение памяток среди родителей о профилактике суицидов среди несовершеннолетних.

В течение года

Комиссия по предупреждению суицидального поведения

Выступления на родительских собраниях психолога школы и врача-психотерапевта по вопросу причин суицидального поведения учащихся и профилактике конфликтов между детьми и взрослыми.

 

Апрель

Педагог-психолог; врач-психотерапевт; комиссия по предупреждению суицидального поведения

Проведение родительских собраний для учащихся 7-11 классов «Взаимодействие школы и семьи как необходимое условие профилактики преступлений и правонарушений среди детей и подростков, успешной социализация личности».

В течение года

Педагог-психолог

Проведение родительских собраний для учащихся 5-9  классов «Семейные конфликты и конструктивные способы их разрешения».

Апрель

Педагог-психолог

Психологические тренинги для родителей учащихся с девиантным поведением «Причины детской агрессии», «Профилактика асоциального поведения ребенка в семье».

Май

Педагог-психолог

Цикл лекций для учащихся по улучшению межличностных отношений в семье и школе.

В течение года и по запросу

Педагог-психолог

Индивидуальная консультативная работа с учащимися  с высоким уровнем тревожности и депрессии, детьми группы риска.

В течение года и по запросу

Педагог-психолог

Проведение цикла бесед и классных часов на тему «Как прекрасен этот мир» с учащимися 7-11 классов по вопросам предупреждения детского суицида

 

В течение года

Педагог-психолог

Организация встреч и бесед среди учащихся по формированию жизненных установок.

В течение года

Учащиеся 11 кл.,

комиссия по предупреждению суицидального поведения

Тренинговая работа среди учащихся, направленная на преодоление стресса и тревожности, конфликтных ситуаций, приобретения навыков коммуникации.

В течение года и по запросу

Педагог-психолог